Педагог-психолог Альфия Казгереевна Заргишиева, стаж работы в профессии 15 лет, педагог- психолог МБДОУ д/с 2 «Сказка», Ставропольский край, г. Нефтекумск
Консультация для родителей раннего возраста «Дети и родители. Мы разговариваем»
«Дети и родители. Мы разговариваем» Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребенком, тем большему он научится. Но не забывайте, что не следует впадать в крайности: слишком явно вызывать ребенка на разговор или совсем не обращать внимания на то, что он говорит. Тон беседы задаете Вы сами – голосом, жестами, отношением. Если Вы хотите, чтобы малыш раскрыл все заложенные в нем возможности, между вами должны установиться хорошие, доброжелательные отношения. 1. Разговор с самим собой. Когда ребенок неподалеку, начните вслух говорить о том, что Вы видите, слышите, думаете. Вы стираете, вытираете пыль, накрываете на стол – говорите обо все этом. Но говорить нужно короткими, простыми предложениями, медленно и отчетливо. Например: - Где чашка? - Я вижу чашку. - Чашка на столе. - В чашке молоко. - Мама пьет молоко. 2. Параллельный разговор. Параллельный разговор отличается от разговора с самим с собой тем, что на этот раз вы говорите о том, что делает ребенок. Попробуйте описать словами, что он видит, ест, слышит или чувствует. Если ребенок тянется к выключателю, Вы говорите: «Ты выключаешь свет». Если он лезет в сумку за булочкой, Вы комментируете: «Булочка в сумке». Таким образом Вы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт. Позже он воспользуется ими. 3. Распространение. Продолжайте и дополняйте сказанное ребенком – делайте его предложения распространенными. Не нужно заставлять малыша повторять за Вами – достаточно того, что он Вас слышит. Например: Ребенок: «Суп». Родитель (Повторяет сказанное ребенком и добавляет) : «Овощной суп очень вкусный». Ребенок: «Собачка ав-ав!» Родитель : «Да, собака лает». Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, Вы постепенно подготовите его к переходу на следующую стадию развития. 4. Ясность. Говорите с детьми простыми, понятными предложениями. Например: Ребенок: «Собачка ав-ав!» Родитель : «Щенку больно. Иногда он лает, чтобы мы это поняли». 5. Цель. Старайтесь, чтобы ребенку было нужно заговорить (на первом и втором году жизни). Не пытайтесь предвосхитить каждую потребность малыша и, если он хочет пить, дайте ему возможность попросить воды. 6. Мышление. Поскольку на ребенка очень сильное влияние оказывает то, как мыслят окружающие его люди, Вам следует обратить особое внимание на развитие у него способности к логическому мышлению (3-6 лет). Использование языка «прорубило окно» в умственные способности малыша. Теперь, чтобы понять, что он знает и как мыслит, Вам достаточно спрашивать его и вслушиваться в его знания и мышление. Например: Ребенок: «Собачка лает». Родитель : «Почему она лает?» или «Это большая собака или маленькая?» 7. Самостоятельность. Понемногу приучайте ребенка делать что-то по дому. Однако прежде, чем он научится делать что-то самостоятельно, Вам придется помогать ему и делать все вместе с ним; это отнимает много времени и нервов, но в конце концов окупается. Начните с того, что после игры вы вместе убираете игрушки. Постепенно приучая ребенка к самостоятельности, не прекращайте разговаривать с ним. 8. Читаем книги. Необходимо регулярно читать малышу вслух считалки, детские стишки с часто повторяющимися фразами, книжки с картинками, различные рассказы, интересные ребенку: про животных, динозавров, игрушки. Когда Вы читаете ребенку, не забывайте время от времени останавливаться и спрашивать: «Как ты думаешь, как ходит папа-медведь? А как ходит маленький медвежонок?» 9. Смотрим телевизор. Телевизор является важным источником информации и развлечения для людей любого возраста. Родителям следует решать заранее, какие передачи можно смотреть ребенку. Ограничения должны вводиться безоговорочно. Самое лучшее – смотреть телевизор вместе с ребенком и обсуждать с ним его впечатления от увиденного. Ваш малыш взрослеет с каждым днем. Скоро Вы отдадите его в школу. Но Вам по-прежнему придется выслушивать его и заботиться о расширении сферы его языковой практики. Поддерживайте связь с учителем и помогайте ребенку всем, чем можете. Обучение в школе внесет свой вклад в развитие и обогащение его речи и поможет Вам развить все потенциальные возможности малыша. Но помните: основа закладывается дома.
Педагог-психолог: А.К.Заргишиева 3 мая 2023 в 23:02
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.